Размер прожиточного минимума в республике Бурятия?
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России.
Как прожиточный минимум влияет на минимальный размер оплаты труда?
Депутаты сознательно в статье 133.1 Трудовой Кодекс РФ напрямую увязали минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ с прожиточным минимумом трудоспособного населения данного региона, и запретили оплату труда ниже прожиточного минимума.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены
Комментарий к Ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.
В связи с внесением изменений от 20 апреля 2007 г. в Федеральный закон N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК РФ (она вводится в действие с 1 сентября 2007 г.).
Это не изменило принципиальной позиции законодателя по данному вопросу. В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъекта РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.
При этом должны быть соблюдены установленные в ст. 133.1 ТК РФ условия:
- размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
- он устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;
- его размер не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Законодатель закрепляет положение, в соответствии с которым размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций - за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта РФ, местных бюджетов), а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - за счет их собственных средств.
Статья 133.1 ТК РФ подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате, его заключения. Этот механизм во многом аналогичен предусмотренному для соглашений (см. ст. ст. 47 и 48 ТК РФ и комментарий к ним).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 ст. 133.1 ТК, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Правда организациям предоставлено право отказаться от применения регионального МРОТ – оформить мотивированный письменный отказ – или попросту подписать себе смертный приговор, на это указывает (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722(скачать).
А если Комитет по труду и занятости принял отказ, существует вероятность того, что инспекторы налоговой службы вызовут директора компании «ковер». Если директор проигнорирует вызов, возможна выездная проверка. ФНС России предписывает подчиненным обращать особое внимание на компании, зарплаты в которых не дотягивают до регионального прожиточного минимума.
Минимальный размер оплаты труда в республике Бурятия |
Установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 22 ФЕВРАЛЯ 2017 Г. N 71 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ЗА IV КВАРТАЛ 2016 ГОДА" (скачать)
Работодатели республики Бурятия обязаны применять минимальный размер заработной платы в размере 9967 рублей. Сюда включаются все премии и надбавки.
Этот размер будет сохраняться до тех пор, пока прожиточный минимум его не превысит или правительство не изменит правила игры. Если работодатель будет платить своим сотрудникам меньше 9967 рублей, то инспекцией по труду на него может быть наложен штраф в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ (скачать) в размере 50000 рублей.
Допускается оплата труда менее установленной величины в 7 500 рублей. Но это могут позволить себе только те работодатели, которые в установленном порядке и в установленные сроки направили в инспекцию по труду мотивированный отказ от применения МРОТ.
Штрафы за нарушение МРОТ ?
Ответственность за зарплату ниже МРОТ, в т.ч. регионального, следующая:
- Штраф на руководителя организации или предпринимателя от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб или приостановка ее деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).(скачать)
- За повторное нарушение руководителя организации уже могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для предпринимателя в таком случае составляет от 10 000 до 20 000 руб., для организации – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).(скачать)
Кроме того, за выплату з/заработной платы меньше МРОТ в течение более чем 2-х месяцев подряд руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).
Также стоит учитывать, что сотрудник, у которого размер з/п меньше МРОТ может потребовать доплату за весь период работы (в котором зп была меньше МРОТ) и компенсацию за задержку выплаты (в части разницы между МРОТ и полученной им зп). Если организация на такое требование ответит отказом, сотрудник имеет право обратиться с жалобой в трудовую инспекцию.
По опыту считаю нужным упомянуть и о т.н. "зарплатных комиссиях" в ИФНС, на которых доводилось бывать. При выплате низкой зп налоговики вызывают на прием с требованием пояснений и настоятельными рекомендациями повысить размер зп сотрудников.
Как законно не платить региональный МРОТ?
На практике многие организации внесли изменения в трудовые договора сотрудников и установили 4-х часовой рабочий день – на бумаге, по факту, ничего не изменилось.
С сотрудником заключен трудовой договор, где оклад не ниже прожиточного минимума (на примере Москвы 17600,00)
По графику (на бумаге) работник отработал в феврале 18 смен по 4 часа.
В результате налоги исчислены с 8800,00 (17 600,00 / 2= 8 800,00)
Что такое Федеральный МРОТ?
Федеральный минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 установлен в размере 7800,00 (Федеральный Закон 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда») и применяется для расчета:
- пособия по беременности и родам;
- пенсии;
- страхования;
- пособия по инвалидности.
Другими словами, когда государство выплачивает социальные пособия, то в расчет берется Федеральным МРОТ в размере 7800,00, который ниже прожиточного минимума.
Скачать закон № 88- ПП